1. Главная
  2. Блог
  3. Отчеты по рыбалке
  4. Страна озер, камней и мха

Страна озер, камней и мха

10 сентября 2011
553

Автор: Борис

https://ybv.livejournal.com/33513.html


Итак, мы снова едем туда! Карелия! Волшебная страна озер, камней и мха, снова позвала нас к себе!  На этот раз запланировали посетить северную часть республики. Нас ждет Кумское водохранилище, а именно Топозеро.  Состав экспедиции:  8 взрослых, один ребенок,  2 собаки.

Материальная часть: четыре автомобиля, один лодочный прицеп.  На всех участников имелись плавсредства:  мотолодка Крым - под мотором Нептун 23,  пвх мотолодка Badger -  под Mercury 30, пвх мотолодка  Кайман 330 с Yamaha 3, пвх мотолодка Камыш-320 с Suzuki 2,2 ,   гребная пвх лодка Лидер Компакт-260.

Расстояние до конечной цели 1700 км, из них 23 км по воде. Маршрут Москва-Ярославль-Вологда-Пудож-Медвежьегорск-Лоухи-Софпорог. Запланированное время: 2 дня пути туда,  7 дней отдыха, 2 дня пути в обратную сторону.

День первый – «Дорога»

На самом деле, первому дню предшествовали плотные  недельные  сборы, но, то были приятные хлопоты - впереди маячили перспективы нереальной робинзонады.

21 августа. Старт запланирован на 5 утра. Раннее утро. Идет проливной дождь. Что ж,  очень неприятное начало. Из-за дождя старт задержался на час. Ещё «по тёмному» подъехал отец. Перекладываем его шмотки в мою машину, цепляем прицеп -  все это проделываем  под дождем. Всё, поехали, с богом!

Мы экипаж номер 2. На сегодня запланировано проехать почти 1000 км. Первая машина из нашего каравана ушла ещё вчера. Договорились встретиться сегодня вечером в мотеле, в местечке под название Пудож. Ребята из головной машины уже там. Ещё одна машина выйдет из Москвы немного позже нас, ну, и замыкающий -  четвертый экипаж,  должен догнать нас только на второй день в конечном пункте назначения.

Так как едем с прицепом, особенно не разгонишься. Потихонечку допиливаем до объездной дороги  вокруг Переславля. Вот и первая остановка  напописать и попить кофею. Пять минут и в путь. Никаких тебе приключений, едем и едем. Гайцы не тормозят, трасса не очень загружена, кончился дождь. Впереди Ярославль.

Надо сказать, что я заранее хорошо подготовился к проезду через Ярославль и Вологду.  Одного навигатора  с несколькими навигационными программами на борту мне показалось недостаточно. Использовав фичу Панорамы на яндекс картах, я заранее потренировался  виртуально «проезжать» город кратчайшим путем. Это очень помогло.

Вот позади и Ярославль. По-прежнему ничего особенного не происходит, пилим. Сильно разочаровала трасса Ярославль-Вологда. В прежнее время она была куда в лучшем состоянии. Еще одна короткая остановка. Глоток кофе, пять минут на прогулку собаки.

Погода заметно улучшается. Проезжаем краем Вологду. Сворачиваем в сторону Кириллова. Начинаются хорошо знакомые по прежним выездам места. Справа, вдоль дороги тянется длинное и узкое Кубенское озеро.  Здесь мы неоднократно бывали. Вот -  село Сяма,  Родина, уважаемого мной Владимира Алексеевича Гиляровского - автора "Москва и Москвичи". Ранее  в этом поселке мы неоднократно останавливались.  Но, наш путь в этот раз  лежит ещё очень далеко. Останавливаемся в придорожном рыболовном магазине, чтобы купить самому старшему члену нашей экспедиции  болотные сапоги. Проезжаем поселок Пески, здесь заканчивается Кубенское озеро. Теперь слева  появляются  знакомые отворотки в сторону Шекснинского водохранилища. Здесь мы тоже неоднократно бывали в прошлые годы.

Заправки стали появляться все реже.   Ещё один привал - напротив поворота на Кириллов. Поим собаку и - вперед. За спиной 750 км, ещё немного, ещё чуть- чуть. На связь выходит

экипаж, выехавший немного позже нас. Нас разделяет около 150 км, пока все идет по плану. Проезжаем Липин Бор. Слева от нас остается Белое озеро. На всем протяжении дороги, от Вологды до Липина Бора, нам попадаются автомобили с лодками на прицепах. Откровенно говоря, я даже сбился со счета, сколько их было. Более десятка -  это точно.  За Бором  дорога начинает потихоньку петлять. Уже сказывается усталость, но надо ехать вперед. Вот и Белый Ручей. Асфальт закончился, начался грейдер. Очень это странно, когда на трассе федерального значения  кончается асфальт.  Может  два, а может  все четыре километра  трясучки  взбодрили организм.  Проезжаем Вытегру. Немного заплутали в городке. Местный абориген помог нам сориентироваться, пасибо ему.

За Вытегрой дорога стала очень даже хорошего качества. Интенсивно давлю гашетку.

Стало заметно, что меняется пейзаж. Не видно больше полей, деревья стоят вплотную к дороге, причем на заметном возвышении. Начинает смеркаться. Вот и она - граница с Карелией. Никаких тебе КПП.  Здравствуй любимый край!

Последний рывок  и - мы в Пудоже. Ищем мотель под названием  Уют. Ещё днем, по телефону мы забронировали там номер. Ставим машину на стоянку, встречаемся с первым экипажем, обмениваемся приветствиями и - в душ.  А вот и  третий экипаж заруливает на стоянку - ¾ экспедиции в сборе, все по плану. У нас номер эконом класса, т.е удобства в коридоре. Не смотря на то, что мотель нешуточно заселен, стоять в очереди не пришлось.     В номере есть большой телек, и даже обещан Wi-Fi, аккаунт в который,  был любезно начертан на клочке бумаги. Правда, авторизоваться  у меня так  и не получилось,  наверно, я сильно устал за рулем, и попытки подключиться быстро бросил. В номер нас пустили вместе с собакой  за дополнительную сотню  рублей. Пустячок, а приятно. К сожалению, на хороший перекус сил не осталось, быстро что-то проглотив, все завалились спать…

День второй – «Софпорог»

Ещё вчера решили основательно выспаться, так что старт у нас случился не особенно рано. Около 8 утра,  3 автомобиля неспешно вырулили со стоянки мотеля. Все неплохо отдохнули за ночь и были готовы накручивать дорогу на колеса. Следующий промежуточный пункт - Медвежьегорск  или, как его ещё называют местные - Медгора.  Дорога местами хорошая, местами терпимая. Слева от нас Онежское озеро, с дороги  его не видно, но есть ощущение, что вот она - большая вода, прямо за деревьями.  Утром, в хорошую погоду ехать очень приятно. Впереди целый день, гнать не надо, имеется приличный запас по времени. Сегодня предстоит проехать заметно меньше,  чем вчера, т.е около 700 км. Если все сложится, то не сильно вечером мы будем в Софпороге, а если сложится удачно, то завтра утром за нами придет баркас и часика за 2 доставит нас на остров. Не хочется думать, что будет, если с баркасом не получится. Несмотря на мои просьбы отказаться от мало полезных вещей, шмоток  взяли с собой больше обычного.  Уйти по воде, со всем этим грузом, будет очень рискованным мероприятием.

Неспешно обгоняю редкие фуры и лесовозы, благодарю по рации вежливых водителей, по возможности,  помогающих себя обойти. Таких - большинство. Делаем небольшую паузу перед Медгорой.  Размялись и снова в путь. Теперь наша задача плотно заправиться топливом в Медвежьегорске и накормить завтраком ребенка.  С завтраком не заладилось, город мы быстро проскочили, а кафешный сервис на заправке нам не понравился. Ну, делать нечего, едем вперед, а впереди Сегежа.

- Звонит мобильник, на связи Светлана,  принимающая нас в Карелии сторона. Приятное известие - будет баркас. Будет!

Ну, вот и приличное придорожное кафе! Довольно вкусно кормят. На связь выходит четвертый экипаж. Они проезжают Вологду, к ночи нас догонят. Все идет по плану, сам этому удивляюсь, и даже погода хорошая!

Трасса  Медвежьегорск – Мурманск  много ремонтов, но  в целом неплоха.  В местах ремонта, дорожники оставляют  реверсивную полосу. Правда долго своей очереди ждать не приходится, разруливают встречные потоки оперативно.  То там, то здесь, по краям дороги появляются скалы. Жаль, что природная красота испорчена надписями типа «здесь был Вася в таком-то году».

Проезжаем Сегежу. Тоже знакомые нам места. Здесь были в далеком уже 2008 году. Воспоминания, воспоминания..

Как нам кажется, остается последний рывок. Вот заветный перекресток, направо - поселок Лоухи, налево -  Кестеньга и Софпорог. Здесь должна быть последняя  заправка. Да, вот и она..

Оп-па-а, 92 бензина нет в наличии. Соображаем, что делать? Выясняется, что заправка есть в Лоухах, это около 9 км в противоположную, от цели назначения сторону. Но нам не крюк, сворачиваем. Еду довольно шустро. В самих Лоухах удивленно наблюдаю пасущихся на асфальте коров. Именно пасущихся, а не следующих в заданном пастухами направлении. Ну, думаю, это не провинция, это уже «край». Чу, откуда не возьмись, сержант полиции  и даже не с полосатой палкой, а с палкой на конце которой белый кружок с красным зрачком. Стоп москвич! Показывает мне радар, ваша скорость 65 км/ч.  От дальней дороги и нетерпения прибытия, моё внимание конечно притупилось. Знак ограничения 40 км  я честно пропустил. Ну, думаю, фиг с ним, пиши протокол, раз такое дело. Что сержант старательно и сделал. Вообще-то у меня внутри было чувство, что штрафуют не за нарушение, а за московские номера.. Ну, это ,конечно , мои домыслы, можь и не так всё. Вот, наконец, и заправка. Цена бенза и антураж автокормилки Лоухов не вдохновили. И это слабо сказано.

Теперь нас ничего не держит, остается действительно последний рывок.  Каких-то 70 км. Я прикидывал, что через час мы будем заваривать чай на берегу Кумского водохранилища. Но,  как водится, не тут-то было..  Планы спутал жесткий грейдер.  Итак: 70 км не то дороги, не то полигона. Пылища. Приходилось держать приличную дистанцию между авто. Откровенно сказать, местные ехали по этой дороге, заметно быстрее нас. Или уже наизусть знали всю эту гребенку, или просто не жалели себя и авто. Чуть не доезжая Софпорога, третий экипаж пробивает колесо. Первая машина остается помогать, а мы, чтобы  не терять времени, продолжаем  движение.

Всё! Софпорог!  Приехали БЛИНН! 1700 км за спиной!

Перед нами очень красивый вид из Софпорога на Топозеро. Быстро находим съезд к воде, начинаем разгрузку. Все бы хорошо, но я слишком резво попытался приподнять дышло прицепа. В спину вступила сильная боль, а в глазах потемнело. Ага, кажется я уже больше не работник. На карачках все же разгружаю большую часть груза. Тем временем  подъезжают отставшие два экипажа.

Закипела работа. На берегу растет гора шмотья. Быстро скинули Крым с прицепа. Вот и Badger уже на воде. Для справки:  мы находимся на берегу реки Софьянга. Слева от нас Топозеро, справа Пяозеро.

Сразу поразила своей прозрачностью вода. И что характерно, никаких там в ней видимых глазом микроорганизмов я не рассмотрел. Совсем не так, как у нас в Московии, где если внимательно присмотреться, то всякой твари будет по паре. Правда и рыб  было не заметно, но тогда это нас не насторожило.

Поставили на походную плитку чайничек с этой самой водицей. Вечерело. Ветерок с воды усиливался, становилось прохладно. Немного погодя к нам пришли дети. Дети были местные. Они сказали, что являются посланцами принимающей нас  в Карелии стороны. И что чуть позже к нам приедут,  расскажут «как и что», выдадут путевки на охоту, ну и окончательно порешаем с баркасом.

Стемнело. На берегу кипит жизнь, впрочем,  на воде тоже. Прямо напротив нас, на другом берегу Софьянги стоит  лагерь, горит костер, слышатся  голоса. На нашем -  постоянно подъезжают машины, кто-то поднимает лодку на прицеп, кто-то  сбрасывает, в общем -  жизнь кипит.  Один странный крендель крутился на Казанке  мелкими кругами прямо около наших лодок. Дрифтинг  продолжается очень долго. Уже порядком надоел и нам,  и соседскому лагерю. Не очень понятно, что это: испытание мотора, лодки или человек решил таким образом показать себя?  Местные предложили нам   пристрелить раздражителя из ружья, так  как,  по их мнению, он все равно утонет сам.   И нефиг мучить себя и других.  Впрочем,  вскоре все затихло само, и куда делся этот креднелек, мы не заметили.

Уже в ночи подъехала  Светлана.  Именно с ней я предварительно договаривался об избе и трансфере. Быстро расплачиваемся, получаем лицензии на охоту, постельное бельё и инструкции. Завтра утром за нами придет баркас.

Вижу знакомый силуэт на пригорке. Спутать трудно  даже в ночи. Это подъехал четвертый экипаж. Они нас пока не замечают. Достали телефон, пытаются нас вызванивать. Машу им рукой.

Ну, вот и вся команда в сборе. Ребята геройски гнали машину вообще без остановок от самой Москвы. ВидОк у них был весьма затекший. Машина загружена на столько, что окаянный грейдер на последней миле погнул диски.

Все, отбой. Ждем утра. Поставили одну палатку, там двое. Остальные, кто как мог, устроились в автомобилях. Мне холодновато, приличный  ветер с воды выдувает тепло из салона. Каждые полчаса завожу двигатель и включаю печку. Рядом храпит отец, ему, кажется, все равно.

День третий – «Баркас»

Проснулись  рано - помятые и условно отдохнувшие.  Рассвет  только занимался. Начинаем операцию - погрузка. Часть вещей уложена в Крым,  другую везем на причал -   это метрах в двухстах от нас. Там поглубже и может пришвартоваться баркас. Вот он, наш баркас, среди своих собратьев. На нем два капитана: Николай и Борис. Оба нам приглянусь -  немногословные и рукастые в речном деле мужики. Начинаем погрузку.  По цепочке передаем груз на баркас. Что-то  грузится в трюм, остальное на палубу и крышу рубки.

Мне кажется, что погрузка идет слишком медленно, но это просто  много вещей...

Всему приходит конец, и даже вещам. Загрузили.  Кажется все. Привязываем лодки на буксир. Ставим автомобили во дворе частного дома. Последний штрих - помогаем перебраться на баркас собакам. Отплытие.

Всё, можно на 2 часа расслабиться под мерный стук дизеля. Делать на палубе баркаса абсолютно нечего, кроме как  любоваться Карельской природой. Идем по Софьянге.  По берегам остовы приличного размера  посудин.

Выходим на большую воду Топозера. Вот она, Красота!!! Погода не особенно разгулялась, потому красота немного сурова. У всех замечательное настроение, шутим и балагурим.  Лешка удобно устроился на 30 литровых баклажках с бензином для моторов. Я на школьном стуле, привязанном веревочкой к лееру. Мой Батя, как самый опытный,  залез в рубку и о чем-то «трёт» с капитанами. Не иначе,  узнает местную военную тайну ловли рыбы. Остальной народ к моему неудовольствию почал пивную баклажку.

- Тук, тук - стучит дизелек. И если бы не свежий ветер, то, наверное, все бы уснули. Но он бодрит зараза, ещё как бодрит..  Через час нам заметно надоело ничегонеделанье. В руках путешествующих появились GPSы. Стали измерять скорость и прикидывать -  сколько нам ещё торчать тут, на семи ветрах. Я поглядывал на рубку, там Батя в тепле общался с капитанами и, кажется, общие темы у них нашлись. Так прошло 2 часа и вот - мы на острове. Мгновенно выгрузились. Договариваемся с капитанами, когда нас забирать. Тук, тук, тук - затихает шум удаляющегося  баркаса. Мы одни.

День третий – «Остров»

Остров встретил нас тремя основными сооружениями. Ну, первое и основное - это добротная, рубленая изба. Внутри: печка-буржуйка, нары в два этажа, стол, полки. Второе, не менее значимое сооружение - это баня. Тоже рубленая избенка, почти рядом с водой. Как выручала она нас! На третье место, по значимости, я бы поставил туалет, типа - сортир. На удалении деревяннешный бокс, нормальная такая сидуха в нем и, даже, пара журналов.  Некоторые части организма, были сильно благодарны..

Ещё на острове присутствовал стол с крышей, где мы собственно трапезничали. И последнее сооружение, до конца мне не понятное по своим функциям - это шалаш, типа – чум.  Через час, все эти конструкции цивилизации наполнились жизнью. Нары обрели постельное бельё, полки продукты, а гвозди одежду. Стоянка ожила!

Расчехлены удочки. Прилаживаются катушки. С авторитетным видом  рыбаки неспешно достают и показывают  друг другу снасти. Сейчас, как раз, такой момент, что все эти искусственные рыбки с крючочками ещё не зацеплены наглухо в воде, не оторваны и не потеряны безвозвратно.  В общем,  всё в наличии и есть, чем хвастануть.

Я пока рыбачить не собираюсь и честно заваливаюсь спать..

Мое место на первом этаже нар - у окна. Рядом на полу устраивается Нельсон – это моя собака породы Ирландский сеттер. Заруливая на нары, хорошенько цепляю головой балку верхних нар. Больно и глухо в голове. «Однако низковато сделано», - подумал я.

Спалось не долго. Пора занимать делами. Перво - наперво проверить работу мотора на Крыму. Знаете, эти отечественные моторы, они такие капризные!  Прыгаю  в лодку, отгребаю. Дергаю шморгалку - хрен там, не заводится. Ох,  ё.. скока раз себе говорил  не жадиться и купить буржуйский мотор!  Наконец завелся. Тяну рычаг реверса и вперед. Катер легко рассекает мелкую волну, иду по ветру. Нарезаю полукруг и глохну у противоположного наветренного берега. А здесь волна! Пока разбираюсь в чем дело, меня просто выкидывает на берег. Оказывается, перемудрил я с топливопроводом. Ещё в Москве врезал в него фильтр и, как оказалось, бензонасос перестал справлять со своей задачей. Быстро упрощаю конструкцию, выкидываю фильтр, заодно ещё и штуцер крепления шланга к мотору.  Теперь ломаться вроде нечему. Верно сказано:  « Лучше та деталь, которой нет! Она не может сломаться». С трудом, против ветра отгребаю на глубину.  Дерг, дерг..   мать, мать.. - не заводится. Потом заводится и срезается шпонка. Меня опять выкидывает на берег. «Будь проклят тот день, когда я».. и «Черт меня дернул»..

Меняю шпонку. Ветер все усиливается. Мои товарищи сейчас спокойно настраивают снасти на противоположном берегу и, наверное, попивают вкусный чай. А я здесь сражаюсь с металлом и волной. Немного досадно.

Победа. Отгреб, завелся и ходу к своим. В тему сказать, мотор в дальнейшем работал вполне достойно, однако заводился только по рецепту. Рецепт этот конечно из заводской инструкции. По секрету поделюсь: подкачать топливо, выключить зажигание, открыть газ почти до полного, раза четыре провернуть шморголкой маховик, убрать газ до чуть ниже среднего, включить зажигание, и дернуть шморголкой в пятый раз. Только такие вот «уговоры» могли завести этот дрыгатель, и никакой  другой, более простой рецепт не прокатывал.

Незаметно кончился день. Прекрасно отужинав, чем послал московский бог еды, мы строили планы на завтрашний день. Я  собирался охотить, а товарищи «замочить» удочки.

А ещё,  вечер первого дня на острове мне запомнился матерщиной - после добротных столкновений голов моих товарищей о нары верхнего уровня.

День четвертый - «Рябчики»

Первая ночь в избушке  показала, что трое из девяти человеческих душ  отчаянно храпят. Я конечно что-то такое предполагал и  захватил с собой вместе с нетбуком ещё и наушники. Так что засыпал я в них и  дискомфорта не испытывал. А последующие ночи обходился и без ушек, так сильно уставал, что было уже ващевсёравно.  Исключая храп и постоянные соударения головного органа о нары - в избе было очень комфортно. Так и ни разу  не пришлось топить буржуйку, хотя ночи были прохладными.  К утру,  дыханием всей группы, воздух внутри прилично нагревался,  и даже приходилось раскрываться.

Планируя поохотиться в этих местах, я знал, что могу в основном рассчитывать на добычу двух видов птиц -  это глухарь и рябчик.  Привычной для нас  утки здесь мало.  Основываясь на опыте 2008 года,  иллюзий  на счет глухаря я не питал. Взять такую сторожную  лесную птичку в это время,  будет случайной удачей. Другое дело рябчик. Опыта его добычи у меня было маловато, однако перед выездом в Карелию, я забежал в профильный магазин и купил пару свистулек-манков. Так же скачал с торрента пособие, как в ети свистульки дуть. Как раз вчера вечером  я достал нетбук  и  засыпал под учебную видюху подсвиста рябца.

Итак утро. Было решено охотить на материке, куда мы с Алексеем  отправились на катере.

Минут через пятнадцать  уже высаживались на берег. Решили разойтись, но двигаться в одном направлении. Кстати сказать,  у всех участников нашей экспедиции, включая и юнгу, были  LPD радиостанции. Настроенные на один канал, они здорово нам помогали.  Первая встреча с дичью для меня была очень неожиданной. В утреннем тумане я увидел  целый выводок  глухарей. В большом количестве молодые петухи  перелетали с острова на материк.   Вся эта черная толпа птиц  расселась на прибрежных деревьях и производила неимоверный шум.  Конечно, до них было далеко и речи о выстреле быть не могло. Да, и скрадывать их было делом бесполезным. Только и оставалось наблюдать за их поведением. Я действительно не ожидал увидеть глухарей одновременно в таком количестве. Представлялось, что петухи собираются вместе только весной на токах. А тут конец лета. Чуфыканье доносится буквально со всех сторон. От деревьев, где расселись глухари. От острова,  с которого они прилетели и, даже откуда-то сзади, из леса. В последующие дни, если было тихое и не мокрое утро, я постоянно слышал эту  музыку. Она здорово будоражит охотничий инстинкт.

Конечно, когда я приблизился к тем деревьям, птиц там уже не было. Даже не успел заметить, как они снялись. Возможно,  слетели по одному вниз и тихонько ушли пехом..  Бегают эти птички не  хуже, чем летают.  Собака начинает метаться по берегу, улавливая запах свежего следа.

Решаю углубиться в лес и попробовать манок. Вокруг меня довольно плотно растущие смешанные деревья. Останавливаюсь. Пытаюсь извлечь звук из свистульки. Со слухом у меня туго... Увы.  Но, что-то получается -  типа:  Фиии, фууу, фи-тю-тю. Вроде, похоже. Откровенно сказать, я в это дело со свистулькой не особенно верил и был чрезвычайно удивлен, что буквально минут через пять мне ответил рябчик. Ну, конечно, я давай дуть ещё и ещё. Кручу головой, слышу ответ, но птицы не вижу. Мало того, начинаю слышать ответы ещё с двух сторон. Нервничаю! Голоса есть, птиц нет! Собака не понимает, чем занимается хозяин и поскуливает. Вдруг вижу рябчика, он перелетает с одного  дерева на другое. Тороплюсь. Выстрел. Ещё. Оба промах. Торопливо перезаряжаюсь, опять манкую, выстрел, опять промах..  Нервяк не шуточный. Собака смекнула, что охотим не традиционно и после каждого выстрела кругами носится вокруг деревьев. Мою пальбу слышат  ребята  в лагере. Начинают по радиостанции интересоваться моими успехами, которых нет. Отключаю рацию, пока не до неё.

Один рябчик добыт.  Ай да дудочка, ай да не зря я с ней затеялся. Про себя думаю, что теперча с охотой проблем не будет, раз лес трещит от рябчиков. В тот момент я не подозревал, что рябчики в лесу, не на каждом дереве живут..  И что удача, она тоже не каждый час и даже день, случается.

Что-то перестали рябцы отзываться. Решаю пройти ещё немного вперед. Собака явно причуяла. Но не тормозит, а наоборот, разгоняется - прыжок. Во все стороны из ягодника начинает взлетать выводок рябцов. Их так много, что я в изумлении. Нельсон кажется тоже. Он остановился, но рябчики продолжают взлетать и слева и справа. Все они рассаживаются на ближайшие деревья и через небольшую паузу снимаются и уходят дальше в лес.  Стрелять практически нет возможности, птицы близко, но закрыты стволами или ветками. Пару бесполезных выстрелов всё же делаю. Решаю взять паузу, тем самым сбросить горячность. Достаю радиостанцию, зову Алексея к себе, сообщаю, что небо темное от рябчиков и, вообще, сейчас патроны кончаться. Алексей выходит на связь, просит не стрелять в его сторону и через некоторое время появляется. Правда видел я его не долго, получилось  не согласованно и наши курсы снова разошлись. Продолжаю охотить. Выводок, который поднял Нельсон ушел не далеко. Птиц было хорошо слышно, характерным свистом они видимо информировали о нахождении друг друга.  Двигаемся на звук. Стреляю много.

Сколько впечатлений, сколько адреналина  в крови. Я даже не могу припомнить, когда  получал столько эмоций. Нельсон тоже доволен. Тушки рябчиков ему по душе. Кстати говоря, он довольно брезглив и воротит нос от уток и, даже, фазанов. Но рябец совсем другое дело.  Рябчик-  это вообще очень  вкусная птичка, у него белое мясо, не отдающее дичиной,  в отличие от любой другой охотничьей птицы. И как мы его не готовили, всегда  было очень вкусно. Но хватит, возвращаемся, сегодняшний день прожит не зря!

День пятый - «Чудо трава»

В день нашего заезда на остров ко мне подошел один из соратников с вопросом, что такое находится в пакете, который висел  на гвоздике  в нашей избушке. Зеленоватая субстанция больше всего напоминала малосольные огурцы с добавлением зелени - типа спаржи в естественном рассоле. Совместный разум решил, что это какая-то закусь, оставшаяся от предыдущей группы. Трезво рассудив, что и своей закуси у нас хватает, я особо ценного значения этому пакету не придал. Прошло пару дней.

Белым днем слышу депрессивный голос нашего самого удачливого рыболова –Константина: «Кто выкинул мою траву??  Кто в опять выкинул мою траву»?

В моей голове проносится вихрь предположений. Какая трава? Зачем ему трава на этом острове? Кругом травы-то нет, один мох и камни, набрать её здесь он не мог, потерять соответственно тоже. Смотрю вроде он трезвый. Интересуюсь, не заболел ли Костя :

«Все у тебя в порядке? Ты ж не куришь, зачем тебе трава?»

« Кто выкинул мою траву»? - повторяются  стенания Константина.

Коллектив наш примолк, все смотрят на индивидуума, ждут разъяснений. Выясняется. Константин, после нашей рыбалки, собрался ехать в Мурманск. Тут по карте-то  три локтя, не далеко. И, значит, он знакомым  в этот  Мурманск, везет аквариумную траву, прикупленную на Птичьем рынке в Москве.  И чтоб, значит, она не замерзла, он её в пакетике примостил в избушке. Оказывается, некоторых он предупредил, но по факту не всех. Народ, понятное дело, любит ясность, чистоту и порядок. Зеленая муть в пакетике, естественно, вызвала подозрения. Ну и её регулярно выкидывали, а Константин её регулярно находил и возвращал на гвоздик. И вот его терпение лопнуло, мы услышали глас и открылась истина! Смех стоял такой, что слышно было оленям на материке. Однако траву больше не выкидывали. Я интересовался недавно, трава благополучно прижилась в Мурманском аквариуме. Такая вот добрая вышла история.

День пятый - «Юнга»

Собственно, по моей инициативе с нами в этот раз  поехал ребенок. Александр Павлович -  будущий первоклассник, сын завсегдатая нашего коллектива.  Вот, буквально ему в школу идти в первый раз  через 2 недели, а мы  его в Карелию потащили. Рискованно, конечно, переживал я. Вдруг, думаю, заболеет или просто к маме потянет со страшной силой,  ну,  и все в таком духе.

Однако ж нет, мужиком настоящим оказался Александр Павлович. Не слышали от него нытья, да и помогал нам из всех имеющихся у него сил.   Уверен, что у него на всю жизнь, останутся впечатления от этой поездки. Вот вам доводилось в неполные семь лет, без мамы, за 1700 км от дома, оказаться среди камней, воды и леса? А ходить с настоящей рацией и вызывать на связь папкиных друзей?

-Приём, приём!

А водить катер? Я уже не говорю о банальной рыбалке с лодки.  Будет, что рассказать Сашке своим одноклассникам. И как щуку ловить, и какой из себя хариус, и про глухаря, с рябчиком тоже сможет, с полным на то основанием,  авторитетно рассудить.

На обратной дороге, правда, у нас случился небольшой цейтнот. Могли не успеть привезти Сашку на его самое первое Первое Сентября. Я шутил по этому поводу, мол, повезем его прямо в школу, а маме позвоним, пусть форму поднесет. Но успели благодаря Алексею, который самоотверженно гнал вперед свой автомобиль.

День шестой - «Глухари»

Глухари в Карелии есть. И в очень приличном количестве. Другой вопрос, как на них охотиться?  Птица дюже сторожкая.  Скрадывать под песню не годилось, не тот сезон. Других способов я не знал, однако были идеи. Одну из них мы воплотили, рассредоточившись и продвигаясь по лесу широкой цепью и фактически устроив таким образом  загонную охоту. Конечно, результат такой охоты сильно зависел от везения. Мне в тот раз везло. Трофеи, правда,  были не очень крупные -  петухи этого и прошлого года.  По настоящему крупных, а скорее даже гигантских глухарей, я повстречал за нашу поездку четыре раза. Вот птица, так птица!  Не поверил своим глазам. Из ягодника поднимается агрегат, размером больше моей собаки..  Какая там дробь.. Я тут же пересмотрел все свои боеприпасы, совершено исключив даже среднего размера дробь.  Но случая выстрелить мне не представилось. Видимо, крупные экземпляры  были не просто так крупными, а крупными закономерно, вследствие своей двойной осторожности.

Вообще, я замечал, что глухарь в лесу если взлетает с земли, то летит очень низко, прикрывается деревьями. Вот так, что бы он подорвался перед тобой в небо, вверх, мне случилось один раз наблюдать.  В остальных случаях, черные силуэты мелькали лишь мгновенье и тут же уходили с выстрела меж деревьями. С одной стороны обидно, но с другой, ощущение дополнительной порции адреналина в крови,  существенно придавало сил и надежд.

Я не очень верил, что глухари могут селиться на островах, потому каждый раз мотался на материк и пытался охотить там. Однако, разведка донесла, и мы с Алексеем вечерком  поехали проверить  разведанные на остров Ягодный. Моему удивлению не было предела, когда я понял, что на островке много разной дичи. В том числе рябчик, тетерев и глухарь.

И не просто глухарь, а местами  взлетали такие махины и громадины..  Но, опять же, провожали мы их долгим изумленным взглядом.   Резюме обхода острова было такое: дичи много! Алексею удалось сострелить тетерева. Нельсон нашел выводок рябчиков. И как всегда на самом интересном месте -  стемнело. Решили возвратиться, продолжить завтра  с утра  и более расширенным составом.

День седьмой - «ДедушкО потерялся»

Сегодня мы, двумя лодками, решили повторить нашу вылазку на остров Ягодный. Это порядка 5-6 километров  по воде от нашей базы.

Добрались благополучно и быстро. Причалив, все сразу разбрелись согласно  увлечениям. Трое охотников  направились прочесывать остров, двое ягодников, соответственно в ближайший ягодник. Часика через два  я понял, что остров по части птицы, сегодня пуст.  Видимо вчерашний наш рейд, здорово распугал все живое. Практически впустую,  потрачены силы. Птицы не было. Я давно уже потерял своих спутников из вида, но судя по отсутствию выстрелов, у них было так же глухо, как и у меня.  Практически обогнув по периметру весь остров, решил возвращаться. До лодок оставалась около 800 метров. На пути встретил Александра, он очень избирательно собирал клюкву. Ягодка к ягодке.

Немного поболтав, вместе пошли на берег.  Тут нас ждал не очень приятный сюрприз от погоды. Свежий ветер дул прямо навстречу нашей траектории возвращения домой. Волны с хорошими белыми гребнями хлестали берег. Рецесс моей лодки был полностью затоплен. Вот мало-помалу захлестывало, а   четверть лодки считай, утонуло. Пришлось подключать электропомпу,  которая замечательно справилась со своей задачей.

 Потихоньку на берег подтягивался народ, но Дедушки всё не было. Я начал нервничать. Дед в почтенном возрасте и сердечными проблемами. Мало ли, что могло случиться.. Подождав ещё минут  пятнадцать, решаем идти искать. Вот как всегда!  У всех имелись рации, все друг друга слышали, все кроме деда.. А дед как раз и потерялся.  Причем его никто не видел с тех самых пор, как высадились на берег и всей толпой зашли в лес.  

 Разошлись. Идем. Орем.

-  ДедушкООО , ДедушкОО , Борисович, Батяяя

 Немного отвлекаясь от темы- дед, несколько лет назад, получил вполне уже  устоявшийся позывной -ДедушкО.  Именно так как  я написал, с ударением на последний слог. История такова,  что в одной из наших поездок, местный  вологодский абориген, с легкого словца, прицепил нам на языки это слово. Ну и с тех пор, нашего ДедушкО, ни с каким другим дедом попутать невозможно.
Но дед не отзывался. Все орали, что есть сил,  безрезультатно. Я начал нервничать ещё больше. Казалось, что не услышать наши крики было просто не возможно. Потом, правда, мы провели эксперимент  распространения наших воплей по лесу. Отошли друг от друга на приличное расстояние, кричали и контролировали  слышимость по радиостанции. Крик в этой местности действительно быстро затухал. Видимо сильно сказывалась неровность местности, лесные сопки. Я скоро осип и проклинал себя за бестолковость и беспечность, вполне ведь мог снабдить деда связной машинкой. Так мы искали его минут сорок.

На связь вышел Александр. Сообщил, что нашел плащ деда, и тот видимо поблизости. В этот момент, сердце у меня застучало особенно тревожно. Ну, вот опять Саша в эфире, ДедушкО нашелся, живой и невредимый. Он даже  удивляется в Сашкину рацию -   наших криков не слышал,  и преспокойно собирал бруснику. Много брусники..    

Фух.. как мне отлегло. Скорее все идем на берег.  

 Пока искали деда, лодку снова залило накатывающейся волной. Опять помпа, и опять она родная спасает положение.Пытаемся отгребать, против ветра и волны, но практически стоим на месте. Впереди у нас- продолжительная мель, невозможно опустить мотор. Это создает чрезвычайные трудности. Кое- как отгребаем, опускаю движок, завожусь.. И тут- Xренак!  
 Срезает шпонку, в самый неудобный  для нас момент! За секунды нас снова выкидывает на берег. Все что мы можем, это пытаться управлять судном, так что бы его выкинуло не на камни, а все-таки на песок. С трудом, но это у нас получается.  Быстро ремонтируемся. В это время, ребята на второй лодке уже завелись и  ходят под волнами на малых кругах, ждут нас. Дубль два. Опять мучительно покидаем берег. Завожусь, поехали.

 Поехали, то поехали, но буквально чуть отплыв от берега, стало понятно, что впереди  откровенный шторм. Волны высотой более метра.  Лодку кидало на них, как листок.  Идем строго носом против волны, других курсов у нас сейчас нет. Если чуть повернуться бортом, то нас вероятнее всего перевернет. Страшновато! Оглядываюсь назад, второй лодке приходится не сладко. Хорошо, что ребята в спасжилетах, подготовились. Мы же, по раздолбайски жилеты  не надели,  вернее, надели только на деда. Но теперь уже не до них, главное удержать лодку носом против волны!
 Пытаюсь идти на малом газу, чтоб не оторваться от задней лодки. Получается плохо. Встречная волна , перекатывает через лобовое  стекло и обдает нас холодным душем. 13
-градусный  душ не такой уж холодный, но приятного мало. Помпа на всякий случай не выключается. Ещё одна волна накрывает нас, и ещё..  Нет, надо прибавить хода, иначе зальёт! Чуть добавив газа, нос лодки  задирается и нас перестает заливать. Однако Лехин GPS уже погиб и сами мы насквозь мокрые. Ну, ничего, прорвемся.
Я постоянно прикидываю, сколько от лодки до ближайшего берега. Когда шли мимо островов, шансы выплыть на руках  в холодной воде, ещё были, но сейчас мы вышли на простор и шансов нет.
- Моторчик, моторчик,  только бы не подвел.. Эх.  
С прибавлением хода мы начали отрываться от второй лодки. Постоянно спрашиваю спутников, видят ли они Badger? Пока все нормально, ребята идут за нами в кильватер. Сбрасываю газ, пусть немного догонят. И опять та же история, волна накрывает с головой. У нас в экипаже появляются шутки юмора явно нервного происхождения. Ну ещё немного, уже можно прикрыться берегом и вдоль него..
  Все проскочили!. Ну то есть  прошли открытую воду.  Поживем ещё!    Вторая лодка повторяет наш маневр, и тоже прикрывается островом.  Кто-то по радиостанции сообщил на базу, что бы затопили баню. Это очень и очень правильно. Трудно сейчас пожелать что-то лучше бани.  Ну, кроме конечно горячего чая, хотя некоторым чая показалось маловато...

День восьмой - «Кулинарные изыски»

Вообще с рационом питания в эту поездку было шикарно.  Правильных консервов  понабрали более чем. Плюс к мясным консервам имелись  всяческие изыски. Как выяснилось, к добытым рябчикам нашлись и ананасы!  

 Но коронкой питания была тушеная, в яблоках птица.   Записывайте рецепт.
-  Берем птицу, несколько глухарей и рябчиков, шкурим тушки, и маринуем. Тушки в воду, туда немного уксуса , чуток соли и под гнёт. Через сутки, а можно и чуть меньше - вынимаем  и отдаем все это Александру старшему. Он, значит,  все это хозяйство, режет кусками и чуть обжаривает на сковороде. А в это время на костре, в одном из толстостенных чугунных котлов - варится картошка. Обжаренное мясо с большим количеством резаной моркови и яблок,  Саша закладывает во второй толстостенный котел и тушит всё минут сорок на костре.

Дымок, огонек, все дела обязательны..   

По сигналу готовности подставляем большие миски. Раздающий сначала половником зацепляет из одного казана картоху,  и тут же  добавляет из второго, тушеное мясо.  Результат -  вся компания мычит, потому как горячо, вкусно и сразу много..

 Но, то был изыск номер раз, теперь будет  номер два. Про уху я описывать не буду, уха как уха. В каждой нашей поездке она получается особенная. Но в любом случае, жирная, обжигающая и видимо малоутоляющая голод. Это, судя конечно потому, что все стараются повторить порцию. Про кашу с правильной тушенкой, то же не буду - классика .   ДедушкО заговаривает мясную кашу..

Копченка!
Копченая рыба, это обязательный элемент нашей рыбалки. К сожалению, нет времени заниматься холодным копчением, и приходиться обходиться горячим. Тем не менее, это тоже очень достойный вариант приготовления. 

Примечательное в нашем случае, было то, что мы использовали не обычную рыбу, плотву там или окуня, а побаловали себя хариусом. Замечательная, нежная и почти без костей, рыбка.

Вот достаешь её из коптилки, духан такой!!! И цвет- чисто золото..    Няма, няма, что в вольном переводе означает, очень вкусно, но самому мало..

Надеюсь у меня получилось вызвать у читателя легкое слюноотделение... :)

День восьмой - «КоротЕнькие зарисовки»

ДедушкО и ягоды

ДедушкО и ягоды - это рекорд!   Потому, что ДедушкО в этом смысле комбайн! Присел на корточки и пошел чесать кругленьких. И руки у него вроде грубые, а получается ловко!  И ноги старенькие на корточках сидеть, да и все остальное надо сказать не новое..  Но есть у деда железная выдержка  и слово - надо!  И хрен за ним молодой угонится в этом плане. Так, что глаз да глаз нужен за дедом, чтобы он в лес не свалил при случае и не начал там ягоду собирать..  

ДедушкО и сапоги

   ДедушкО любезно отдал во временное пользование свои болотные сапоги Алексею.
Алексей же их  притопил во время обратного пути с Ягодного и сушил в бане. Т.е сапожки не на виду ..
На завтра за нами приходит баркас, а сегодня мы дружно начали сворачивать снарягу и выносить потихоньку всё на берег. ДедушкО  примерно собрался одним из первых. А вот Дима с озабоченным видом  ходил и что-то искал.
- Никто мои сапоги не видал, а ? Да хрен знает Дим,  сапог кругом полно, нас 9 человек, какие твои, какие нет..   
 Прошло немного времени, вдруг меня осенило. Вспомнил, что ДедушкО аккуратно укладывал на бережку свой рюкзачок и рядом скаточку из сапог.
 Пошел, посмотрел. Действительно,  дед Димкины за свои принял, аккуратненько сложил и почти уже увез..   А чего, они похожие все!!!. Дедушка видит плохо, помнит местами тоже плохо,  но знает, что сапоги у него болотные были, есть и будут в любом случае..
  

День восьмой - «Испытания»

Исключительно технический абзац для любителей водномоторников.
В этом году я сделал небольшой Upgrade своей мотолодке Крым. А именно, на корме соорудил  троллинго-световую дугу.
Ради этого изделия я освоил сварку MML инвертером.. Основное назначение этого изделия - это нести на себе бортовые огни, согласно правил нашего речного судоходства. Учитывая мой врожденный максимализм, я добавил в изделие ещё фары и держатели для удилищ. Вот пробил час испытаний. Были у меня сомнения, что такой модернизацией я получу только неудобства. Однако ж нет!
Дуга зарекомендовала себя как очень полезный прибамбас.  Бортовые огни не мешаются, их трудно повредить и, собственно, горят себе и горят. Думаю проблем с техосмотром у меня теперь не будет. Второе удобство - это транспортировка удочек в троллингодержателях. Вот, даже если просто не ловить, а возить там двуручный спиннинг - это ofigenno удобно. Т.е можно даже забыть, что у тебя с собой удилище, болтается оно там, почти за кормой, и не боится, что его сломают сапогом.
Теперь о фарах: толку от них не очень много. Он, конечно, есть, но в том виде, как сделано у меня, кпд не велик. Т.е кокпит освещается замечательно, а вот путь впереди себя, не особенно. Отказываться от них я не собираюсь,  ещё поэкспериментирую на будущий год. В любом случает, лишний свет никогда не мешает. И ещё психологический эффект от такого освещения велик. Если к какому браконьеру в камышах подъехать и включиться, то страху навести можно весомо.
В общем, поработаю ещё с освещением. Ну, и самый последний и несомненный плюс выявленный испытаниями - это возможность справить мужскую нужду за борт практически на любой волне и даже на ходу. Дуга просто не дает вывалиться за борт, даже не обязательно за неё держаться. Так, что не за  зря были мои труды. Со временем  внесу изменения в конструкцию, заменив черный металл на что-то алюминиевое. Однако, идейный конструктив оставлю прежний.

День девятый - «Ванна»

 Сейчас речь пойдет о рыбалке на Топозере.  Хотя я лично не поймал ни одного хвостика, возьму на себя смелость написать о рыбалке. Как я уже говорил в самом начале отчета, вода в Топозере чрезвычайно прозрачна. Хорошо просматривается дно и вся толща воды, даже на приличной глубине. Берега озера представляют собой или навалы камней, или песочные полосы. Нигде я не видел привычных нам камыша, тростника или рогоза.
Короче говоря,  вообще растительности в воде нет. Ну, за исключением мест впадения рек. Там мала-мала попадается. Сколь я не старался разглядеть стайку мальков, это тоже не удалось. Да, и вообще, рыб не видать! Вот за эту самую девственно прозрачную пустоту мои соратники и прозвали озеро - ванной. Ну, и правда, чисто ванна - ни червячка, ни пиявочки, ни хвостика.. Но, то конечно вид сверху, можа  в глубине все было совсем  по другому, кто знает? А знает эхолот. Он время от времени показывал нам рыбульку, которая находилась, как правило, близко ко дну. Это утешало и давало надежду. Однакось ни хрена так просто не ловилось. Ребята возвращались каждый раз с довольно ограниченным уловом.
Нет, на поесть у нас конечно было, но вот с собой увезти не удалось.  Очень хотелось попробовать красной рыбки, которая в этих местах имеется, но тоже не свезло. Ещё во время подготовки к поездке выяснилось, что в речках, впадающих в Топозеро рыбалка строго запрещена, так как туда заходит красная рыба. Мы не удержались и поехали проверить одну такую речку, как раз она находилась в нескольких километрах от нашего острова. Я готов был увидеть там рыбнадзор, но увидел сети местных аборигенов,  перегораживающие вход в реку. От этого испортилось настроение и мы туда более не совались.  
 Рыбачили вокруг острова одновременно на 3-4 лодках, использовали эхолот, разные снасти и приемы. Рыбачили и с берега, и так же много философили в ожидании поклевок. Ничто не помогало. Так, день за днем пытались подбирать ключик к местной рыбе, но по факту замочек оказался не прост.
В итоге, за день добывалось  несколько обязательных хариусов, наиболее частая рыба в нашем улове, а по случаю - щучка, окунь и голавлик.
 С уверенностью можно сказать, что все эти хвостики были  трудовые!   И в целом, общий улов очень скромным. Конечно, это вызвало некоторое разочарование наших рыболовов.

День последний - «Отъезд»

Баркаса не будет? Такие мысли бродили в наших головах  в это утро. Баркас, действительно, особенно за нами не торопился. Договорились, что он подойдет от 7 до 9 утра. Но вот уже  почти 9, а его все нет.
Накануне, мы неспешно собрали что было можно. Сегодня оставалось только закидать последние шмотки и мы готовы в обратный путь. Так, что практически с 7 утра мы бесцельно слоняемся по острову. Настроение не важное. И уезжать не хочется, и понимание, что обратный путь совсем не близок, добавляет тревоги.
ДедушкО, как человек практический, решил занять себя сбором ягод на ближайших мхах. Ещё пара бойцов - продолжали спокойно дрыхать, запасаясь энергией в дорогу.
Я, как человек нервически-ответственный, метался по острову и смотрел горизонт, пытаясь ответить на вопрос – идет за нами  корабль или не идет?  Компанию мне составил Павел.  Вдвоем смотреть горизонт как-то веселее. Через некоторое время ожидания,  мы заметили странное оптическое явление. Если пристально смотреть  на мелкую набегающую волну, а потом перенести взгляд вдоль береговой линии, то окажется, что все эти камни на берегу, начинают волнообразно двигаться. Эффект не реальный. Я даже подумал, не отравился ли чем..  Вот, думаю, глюки ведь натуральные. Камни по сто-двести кило сами шевелятся. Однако Паша меня успокоил, у него также глючело видимость..  
Ну, вот и знакомый звук: тук-тук-тук.. Идёт баркасик, идет дорогой! Конец ожиданию, бери мешки, тащи на борт! Прибыли наши капитаны, задают вопросы,  а мы делимся впечатлениями.
Начался отсчет обратного пути.
Уже привычно и быстро загружаемся. Прощай наш остров! За неделю мы очень к тебе привыкли!  Два часа мерного покачивания на волне, запаха солярки и легкого озноба.
А потом много работы: подъем лодок, перегрузка и распихивание шмоток. Чертов грейдер. Автобросок в Пудож. Конец светового дня в пути. Поиск ночлега. Гостиница с баней в частном секторе. Утро следующего дня. Дальше мы едем  не вместе.  Невероятная поломка фаркопа и, как следствие, задержка в пути на половину суток.  Долгий путь до Вологды на «честном слове и на одном крыле». Автосервис и странный сварщик без маски. Ночевка в машине между фурами. Божественная яичница в четыре утра в придорожном кафе. Вот краткая история обратного пути нашего экипажа.
И вот он, наш безумный город. Кольцо МКАД сдавило  горло. Людей так много, что они ненавидят друг друга. Нервозность обстановки нарастает с каждым километром приближения к  столице. Хорошо, что пока едешь, успеваешь немного к этому привыкнуть. Мы дома.
Ну, и в заключение этой длительной писанины, скажу следующее:
« Карельское солнце, лес, мох, сопки, костер, отличные ребята вокруг тебя - вот это и есть настоящая жизнь!!! Я очень надеюсь, что впереди у нашей команды ещё много лагерей, бивуаков, стоянок в красивых и недоступных местах нашей земли»!


ps

Итоги, мысли и прикидки на будущее, а так же тезисы для самого себя.

 Список открытый: 

  •  Поездка, несомненно, удалась, несмотря на скудную рыбалку. Северная Карелия не особенно отличается от Карелии Центральной. Т.е особого смысла ехать последние 400-500 км на север не имеет. Птицы, зверя, ягод и грибов будет ровно столько же.
  •   Бесспорно, огромный плюс в противовес  палаточному  проживанию, проживание  в лесной избушке с печкой. Баня вообще вне всякого обсуждения. Т.е денег заплаченных за такой сервис не жалко - это необходимые расходы.
  •   Ночевка в пути в придорожных мотелях или частном секторе с душем и нормальной постелью - очень способствует восстановлению организма водителя.
  •  Грейдер - это зло, продолжительный грейдер - зло большое. На это надо обращать внимание, когда планируешь маршрут. Времени такая дорога съедает втрое больше обычного.
  •   С водой не шутят, не зря в технические характеристики лодки вписывают высоту волны. На большой открытой воде не стоит быть излишне самоуверенным и  переоценивать своё плавсредство. Если в лодке  есть спас жилет - его надо одеть.

Размещение для рыбалки и охоты

Нажмите для звонка
+7-921-4511044